Добро пожаловать на сайт "Первый учитель.ru" !!!

Главная  |  Нормативные документы  |  Статьи  |  Копилка опыта  |  Программы для обучения  |  Развивающие игры   |  Форум
Меню


Категории

Готовимся к аттестации
Изучаем Стандарты второго поколения
Подготовка младших школьников к ЕГЭ
УМК "Прогимназии № 1651" г.Москвы
УМК "Система Занкова Л.В."
УМК "Школа 2100"
УМК "Гармония"
УМК "Начальная школа XXI века"
УМК "Перспективная нач. школа"
Для родителей


Реклама

загрузка...

загрузка...
Главная » Федеральные государственные стандарты второго поколения
14:21
Федеральные государственные стандарты второго поколения

Создание стандартов общего образования второго поколения, направленных на решение широкого комплекса проблем, – задача сложная и многоаспектная. Многие вопросы, связанные с разработкой, содержанием, принятием, введением в действие и оценкой исполнения требований стандарта, не ограничиваются рамками образовательного процесса, а естественным образом выходят в сферы политики, экономики и приобретают характер событий большой общественной значимости.

Главными принципами,лежащими в основе разработки стандартов второго поколения, являются:
          - открытость и демократичность представления основных подходов разработчиков и результатов реализации проекта, а также обсуждения
вопросов, касающихся разработки стандартов, их утверждения и введения в действие;

- вовлечение в эту деятельность представителей профессионального сообщества - специалистов в области образования всех уровней и широких слоев общественности через систему специально организуемых с этой целью мероприятий;

- осуществление различных процедур согласования разрабатываемых проектов документов, дающих возможность проводить многократные корректировки и уточнения внутри отдельных компонентов стандарта на всех этапах его разработки;

- последовательное введение стандартов по ступеням общего образования, отдельным образовательным областям и их группам, позволяющее избежать «тиражирования» ошибок, а также исключить возможные риски, связанные с его реализацией в практике работы школы.

Авторы нового стандарта общего образования открыты к конструктивному диалогу и глубоко убеждены в том, что широкое обсуждение позволит сформировать общую платформу, представляющую собой консолидированную общественно-профессиональную позицию, на основе которой возможна разработка стандартов, удовлетворяющих требованиям семьи, общества и государства.

Стандарт первого поколения был разработан под руководством академиков РАО, сотрудников ГУ-ВШЭ Эдуарда Днепрова и Владимира Шадрикова и утвержден министром Владимиром Филипповым в начале 2004 года буквально накануне его отставки.

А уже в конце 2004 года Правительством России было принято решение о создании стандарта второго поколения, разработка которого началась в 2005 г.

 

В отличие от предыдущих разработок стандартов общего образования (2004 год, программы профильного обучения) на разработку образовательных стандартов второго поколения Министерство образования и науки Российской Федерации  определило пять лет.
 

По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования.

 

Группу разработчиков возглавил Александр Михайлович Кондаков – член корреспондент РАО, генеральный директор издательства «Просвещение», в конце 1990-х годов занимавший должность заместителя министра образования РФ.

В 1997-98 годах в ранге советника вице-премьера Олега Сысуева он участвовал в работе Комиссии по экономической реформе вместе с ректором ГУ-ВШЭ Ярославом Кузьминовым.

 

Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

«В работе над стандартом участвует более 500 человек, из них более 400 – из РАО.

(Одна треть сотрудников РАО, так или иначе, привлечена»*(1500).

 

Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством

представляет собой совокупность трех систем требований

      -     к структуре основных образовательных программ,

-          к результатам их освоения

-          условиям реализации,

которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Принятые в конце 2007 года поправки в образовательное законодательство значительно расширили понятие стандарта.

Теперь в соответствии со статьей 7 закона «Об образовании» стандарт – это совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации (материальное оснащение, кадры и проч.).

Впервые государство берет на себя ответственность за условия, в которых работает школа. Проще говоря, если денег не хватает, нужно или снижать все остальные требования, или увеличивать финансирование.

Стандарт первого поколения решал важные, но все-таки локальные проблемы - например, сохранения единого образовательного пространства.

Функции стандарта второго поколения сильно изменились, их стало больше. Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая его цели, структуру и содержание, систему оценивания, образовательный процесс, условия и ресурсы (материальные, кадровые, учебно-методические и другие). Это значит, что создание нового стандарта потребует объединения усилий не только дидактов и методистов, как было раньше, но и психологов, физиологов, специалистов по экономике образования, образовательному праву и многим другим направлениям.

Создание стандарта неизбежно вберет в себя и профильное обучение, и ЕГЭ, и создание новой информационно-образовательной среды, и нормализацию нагрузки и многие другие проблемы, которые стоят сегодня перед нашей школой. Иначе говоря, это исследование должно приобрести по-настоящему комплексный, системный характер, обеспечить взаимосвязь и решение с единых позиций важнейших вопросов школьного образования.

Разработка новых госстандартов 2 поколения базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Деятельностный подход не противостоит компетентностному подходу, а напротив интегрирует его лучшие достижения, как в  педагогической науке, так и  в практике обучения.

Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение  целей образования.

Если раньше цели определяли  как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня  целью обучения становится  общекультурное,  личностное и  познавательное  развитие учащихся. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения,  навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Теперь по существу вопроса – предполагается ли менять содержание образования в предметах, в связи с введением новых госстандартов.

Изменение содержания образования – нормальный естественный процесс, отвечающий задачам совершенствования  образовательной системы. Необходимость обновления содержания связана с развитием науки и техники, развитием новых информационных технологий, социально-экономической трансформацией общества. Пересмотр целей образования в пользу всемерной реализации его развивающего потенциала требует соответствующего пересмотра, обновления и организации учебного предметного содержания.  
В первую очередь, фундаментальное ядро образования (инвариантное содержание учебных предметов) будет дополнено программой развития универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.

Как известно, содержание учебных предметов – системность и обобщенность понятий, подлежащих усвоению, – задает и проектирует определенные качества мышления (эмпирическое или теоретическое), внимания (произвольное или непроизвольное), памяти (смысловая или механическая) и других психических процессов. Поэтому вторым направлением совершенствования содержания учебных предметов должны стать отбор и структурирование учебного содержания в соответствии с требованиями системности, выделения «единиц» учебного содержания и обеспечения учащихся методом познания соответствующей сферы предметной действительности.

Еще раз подчеркнем, что совершенствование содержания обучения – не аврал, не разовая акция, а общий принцип образования.  Эта задача не решается одномоментно, а требует длительной работы и  взвешенных решений.

Каким образом согласно стандартам второго поколения будет реализован на практике деятельностный подход к обучению?

Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Во-вторых, Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
В требования к организации обучения включены:

- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

- организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.

 

Прочитать подробнее обо всем, что касается стандарта, и участвовать в его обсуждении можно на сайте http://standart.edu.ru

Ваши вопросы и предложения присылайте по адресу standart@school.edu.ru


Категория: Изучаем Стандарты второго поколения | Дата: 21.07.2017 | Просмотров: 22463 | Добавил: adm | Теги:
Всего комментариев: 1
1 Korchemlyko   (08.03.2009 16:32)
Спасибо за своевременную информацию. Учителю важно иметь такую информацию "под рукой", ведь стандарты второго поколения приближаются.Ждём их вступления в действие с 1 сентября 2009 года. smile




 



 
Поиск





http://nachalka.ucoz.ru/kartyni/moder.gif




интересное в сети

загрузка...


сатистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Сегодня посетившие:




  • купить квартиру в германии
  • мейсенский фарфор
  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz