Добро пожаловать на сайт "Первый учитель.ru" !!!

Главная  |  Нормативные документы  |  Статьи  |  Копилка опыта  |  Программы для обучения  |  Развивающие игры   |  Форум
Меню


Категории

Конспекты уроков с ЦОР и СОТ
Олимпиады
Учителю на заметку
Тесты по основным предметам
Внеклассные мероприятия
Библиотека
ЦОР, ЭУП
Развиваем компетентности младших школьников


Реклама

загрузка...

загрузка...
Главная » Совершенствование педагогического мастерства как одно из условий повышения качества знаний на 1 ступени обучения.
05:50
Совершенствование педагогического мастерства как одно из условий повышения качества знаний на 1 ступени обучения.
Федотова А.В.
методист по начальному обучению
городского информационно-методического Центра
г.Комсомольск-на-Амуре

Совершенствование педагогического мастерства как одно из условий повышения качества знаний на 1 ступени обучения.

Перед современным педагогом стоит задача поиска возможностей максимально продуктивной адаптации к изменяющимся условиям деятельности и способов наиболее конструктивного профессионального и личностного развития в этих условиях, осмысления различных аспектов своей деятельности с опорой на новые системы отсчёта в плане представлений о себе, своей миссии, своей позиции между ребёнком и культурой. При самом поверхностном наблюдении становится ясно, что действия, установки и позиция, а значит, и сознание педагога при общении с детьми имеют важнейшее значение для определения пути, по которому будет двигаться развиваться ребёнок. Особенно это значимо для 1 ступени обучения, где роль учителя в становлении и развитии личности ребёнка трудно преувеличить.
Начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов на 1 ступени обучения. Разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются всеми учебно-методическими комплектами по всем предметам с 1по 4 классы. Переход к современному образованию не может быть реализован без чёткого ответа на вопрос «как обучать?» Учитель должен получить конкретный и понятный алгоритм своей деятельности по подготовке и проведению уроков, который не разрушал бы личный практический опыт, вписывался в уже имеющиеся у него представления о том, что хорошо для детей, что помогает ученику стать успешным. С другой стороны, эти знания должны включать в себя имеющиеся в педагогике и психологии научные знания об общих закономерностях эффективного развития детей, которые сегодня напоминают рассыпную мозаику.
Всё более очевидным становятся основные недостатки существующего школьного образования - не только его перегруженность, но и то, что оно не несёт в себе личностного смысла для ученика. Таким образом, рост вариативности образовательной системы должен стать одним из приоритетных направлений модернизации.
В настоящее время в г.Комсомольске-на-Амуре действует 6 образовательных программ 1 ступени обучения (слайд 3).
Слайд 4.
Кадровый состав.

Общая тенденция снижения рождаемости в нашем городе влечёт за собой количественное изменение кадров и отсутствие вакансий учителей начальных классов. Этим объясняется ежегодное снижение количества молодых специалистов 1 ступени обучения. Так на начало 2007 – 2008 учебного года по должности учитель начальных классов работали 363 педагога. За 3 последних года наблюдается тенденция уменьшения количества педагогов начальных классов на 32 учителя. Из общего числа педагогов сократилось количество пенсионеров и молодых специалистов. В 2007 – 2008 учебном году в школы города не пришёл ни один молодой специалист, и сократилось количество учителей со стажем работы до 3-х лет, но есть педагоги с перерывом в работе (после декретного отпуска) их 7 человек (сош №№1,16,34,23,27, Г.9,45). Два педагога стаж работы от 3-х до 5 лет (Демидова А.В., сош №32), и (Данилова Ю.С., сош №8).
1). Количественный состав педагогов за 3 года представлен в таблице:
2005 – 2006 уч.год 2006 – 2007 уч.год 2007-2008 уч.год
Общее кол-во специалистов 417чел. – 100% 395чел. - 100% 363 чел. – 100%
В том числе пенсионеров 46чел. – 11,03% 45чел. – 11,3% 42 чел. – 11,5%
Молодых специалистов 14чел. – 3,3% 3 чел. - 0,7% нет

В нынешнем учебном году увеличилось количество педагогов – совместителей. Так в сош №№ 42, 30, 4 - 1 учитель работает в двух классах, имея нагрузку 26, 32, 36 часов соответственно. Кроме того, в сош № 20 все 4 педагога начальной школы являются внутренними совместителями, в сош № 37 – 2 учителя начальных классов ведут природоведение в 5-х классах.
2) Слайд 5. Количественный состав по образованию педагогов начальной школы за 3 года:
образование 2005 – 2006 уч.год 2006 – 2007 уч.год 2007 - 2008 уч.год
высшее 331 чел. – 79% 326 чел. – 82,5% 304 чел. – 83,7%
н/высшее 10 чел. – 2% 5чел. – 1,2% 6чел. - 1,6%
с/спец. 76чел. – 19% 64чел. – 16,2% 52чел. – 14,2%

Важным этапом в деятельности любого педагога является аттестация.
Слайд 6.
В течение учебного года проведена экспертиза деятельности аттестуемых педагогов.
Категория 2005 – 2006 уч.год 2006 – 2007 уч.год 2007 - 2008 уч.год
Высшая 38 чел. – 9% 31чел. – 7,9% 31 чел. - 8,5%
Первая 190 чел. – 46% 174 чел. - 44,5% 166чел. – 45,7%
Вторая 136 чел. – 33% 130 чел. – 32,9% 129 чел. – 35,5%
Не имеют 53чел. – 12% 36 чел. – 13,1 % 37 чел. – 10,1%

Всего подали заявления для аттестации на 1квалификационную категорию – 33 учителя начальных классов. Из них подтверждали 1КК – 15 чел., заявили впервые - 18 человек.
Вариативные формы первого направления распределились следующим образом:
Собеседование – 15 чел., творческий отчёт – 15 чел., защита реферата – 3 чел.
По сравнению с прошедшим учебным годом увеличилось количество педагогов выбравших собеседование, как одну из вариативных форм. Отмечен высокий уровень теоретических знаний педагогов: МОУ СОШ №№ 4, 13, 16, 32, ОШИ -2. В интересной нестандартной форме прошла защита творческих отчётов у педагогов МОУ СОШ №№ 15, 33, 34, 37, гимн.45. По итогам аттестации предложено обобщить педагогический опыт учителям начальных классов МОУ СОШ №№ 37 - Рихерт О.В., Сыпало Т.А., Моисеевой Т.В. – гимн.45, Некрасовой Л.И. МОУ СОШ №62.
Но несмотря на все сложности, организация и работа городского методического объединения учителей начальных классов ориентирована на единство нового содержания образования, новых форм организации образовательного процесса, новых форм оценки качества образования младших школьников. На протяжении последних трёх лет в городском информационно-методическом Центре происходит смещение акцентов с ретрансляции методических рекомендаций на организацию и управление

процессом непрерывного профессионального самосовершенствования педагогов. Ведущими методическими формами данного процесса стали семинары, творческие встречи, рефлексивно-ролевые игры, мастер-классы, проведённые на базе ГИМЦ, ММЦ, образовательных учреждений города.
(СЛАЙД 7 «взаимодействие ГИМЦ»).
Важным фактором успешного внедрения результатов научных исследований и передового педагогического опыта в массовую практику является опора на творческих, наиболее опытных учителей. Ведь даже будучи высококвалифицированными работниками, без поддержки коллег, не все учителя смогут разобраться в каждой, возникающей в процессе жизнедеятельности школы, проблеме. Практика показывает, что такую миссию «первопроходцев» по внедрению в учебный процесс достижений науки успешно могут выполнить небольшие группы учителей, именуемые творческими, проблемными или инициативными.
Основными задачами творческих групп являются разработка рекомендаций на основе изучения достижений науки и пробное внедрение их в практику, поиски эффективного применения результатов научных исследований, создание передового опыта. Эти группы называют также проблемными, т.к. они создаются для решения актуальных педагогических проблем. Они часто именуются инициативными, т.к. состоят из людей, стремящихся работать по - новому.
(слайд 8 ) Методы работы с учителями имеют различный потенциал. Например, проблемно-деловые и рефлексивно – ролевые игры, позволяют создать ситуации, в которых через самооценку происходит проблематизация опыта педагогической деятельности. Формируется потребность в изменениях. Однако, чтобы закрепить мотив, учителю демонстрируются «образцы» успешного решения выявленных проблем, организуется просмотр уроков (видеоуроков) коллег, работающих по новым методикам.
Знакомство с новыми вариативными моделями начального образования осуществляется с помощью информационных методов (лекции, педагогические чтения), но они недостаточны для формирования практических умений. Этому служат комплексные методы работы: педагогические мастерские, мастер-класс, работа в творческих группах. (СЛАЙД 9).
Работа в творческой и проблемной группе органично связана с понятиями «самостоятельность», «творчество», «вариативность», «рефлексия», поддержка индивидуальности». Процесс создания творческих и проблемных групп при организации экспериментальной работы проходит по определённому плану. Каждый педагог начальной школы нашёл себя в разнообразном мире учительства города Комсомольска-на-Амуре, будь то молодой учитель, или педагог со стажем.
 Кратко о каждой группе. (слайд 9)
Творческая группа «Гармония» действует в городе на протяжении 4-х лет и объединила 25 педагогов, работающих по данному УМК.
Цель: наработка практического опыта преподавания по программам нового комплекса, совершенствование подходов индивидуального и дифференцированного обучения, обобщение первого опыта педагогов, работающих по УМК «Гармония».
Постоянными участниками творческих встреч были учителя начальных классов 13 школ города. В 2007 – 2008 уч.году педагоги творческой группы в количестве 6 человек посетили межрегиональный семинар по УМК «Гармония» в г.Хабаровске, на котором рассказали о деятельности творческой группы и дальнейшей работе. Учителями творческой группы планируется больше времени уделить использованию ИКТ на уроках, анализ урока, с использованием ИКТ.
Творческая группа «Занковцы» организована на базе ГИМЦ в 1992 году. В группу входят учителя начальных классов, работающие в СРО Л.В. Занкова, всего в группе 27 чел., из 14 ОУ города. В этом учебном году педагоги группы активно принимали участие в Интернет – конкурсах, проводимых на сайте ФНМЦ им Л.В.Занкова. В основном работа группы спланирована с учётом выхода по сети Интернет на сайт ФНМЦ им. Л.В.Занкова. Каждая виртуальная встреча сопровождается минутой общения с педагогами, работающими по системе Л.В.Занкова в различных регионах нашей страны. В 2007 – 2008 учебном году в России отмечается 50 - летие системы развивающего обучения, созданной академиком Л.В.Занковым. В октябре проведены «Педагогические чтения», в которых приняли участие 112 педагогов города (из них 76 учителей начальных классов реализуют СРО в ОУ города). Педагогами уже поданы заявки для участия в фото конкурсе: «Мы- Занковцы», конкурсах методических разработок: «Учитель-учителю», «Открытый урок». Совместная работа ФНМЦ им. Л.В.Занкова (г. Москва), методиста ГИМЦ, методического совета учителей и городской творческой группы «Занковцы» длится на протяжении 6 лет.
Творческая группа «Начальная школа ХХ1века». Организована в 2002году.
Цель: освоение авторской концепции УМК; структура и технология урока,
В группу входят педагоги из 16 ОУ города. Всего 22 педагога. Заседания педагогов проходили в различных формах:
 беседы по трудным вопросам программы, обмен мнениями;
 выступления по заданным темам, из опыта работы;
 посещение уроков, фрагментов уроков, внеклассных мероприятий;
 выставки дидактического материала;
Педагогами намечен план работы на новый учебный год, который будет полностью посвящён изучению вопросов преподавания математики в данном УМК. Апробация данного УМК на уровне края продолжается в СОШ № 1, 3,51, Г.9.
Проблемная группа «Коррекция» насчитывает 16 педагогов. Наиболее эффективной методической помощью педагогам является консультативная при участии узких специалистов. Изменения организационно - методических аспектов коррекционно-развивающего обучения заставили вновь внести коррективы в нормативные документы, соответственно и в содержание работы проблемной группы.
Творческая группа «Школа 2100» - в её состав входят 27 педагогов из 26 образовательных учреждений города. Тематика встреч обусловлена планом работы группы. Проблема, поставленная педагогами для изучения «Дифференциация и индивидуализация процесса обучения». Все встречи учителей проходили в режиме мультимедиа. К изучению в течение учебного года предложены темы: «Развитие мотивации и читательского уровня младших школьников»; «Портфолио учителя и ученика», «Формирование функциональной грамотности уч-ся», «Использование диагностики и мониторинга в процессе обучения».
Методическая копилка Центра пополнилась электронными Портфолио творческих групп, конспектами открытых уроков, внеклассными мероприятиями и конспектами факультативных занятий. Каждая группа работает по самостоятельно составленному плану, исходя из современных требований к учебно-воспитательному процессу и рекомендаций методического совета учителей начальной школы, руководителем группы и методистом согласовываются активные формы деятельности педагогов, как в период аттестации, так и меж аттестационный период, обозначен круг проблем и намечены пути решения. Каждая творческая группа разрабатывает одну определённую проблему, т.к. работа одновременно над несколькими проблемами не даст возможности глубоко проникнуть в их суть, в то время, как разработка одной проблемы позволит:
 углубленно изучать рекомендации науки, авторского коллектива;
 понять авторскую идею курса;
 внести необходимые коррективы;
 создавать опыт реализации практических наработок;
 целенаправленно влиять на учебно-воспитательный процесс.
Таким образом, создавая творческие группы, мы реализуем личностно - деятельностный подход к обучению. Согласно данным учебной психологии и исследований учебного процесса, обучение ориентировано на участников, должно быть в значительной мере нацелено на практику.
Особого внимания заслуживает работа творческого совета по подготовке и проведению предметных олимпиад для учеников начальных классов. Их у нас 3 и в состав каждого входят творческие, инициативные педагоги. В состав творческого совета по подготовке и проведению олимпиад входят учителя всех ОУ города, не зависимо от того, какую образовательную программу они реализуют. Схема подготовки олимпиадных заданий представлена на слайде. Все три группы педагогов работают параллельно, создавая банк заданий. Руководителями творческого совета являются учителя ВКК, входящие в методический совет учителей начальных классов города. Данная работа позволяет педагогам города выявить учащихся более мотивированных в учебной деятельности.
Методистами городского информационно-методического Центра ведётся мониторинг олимпиадного движения в городе. В дальнейшем дети – победители олимпиад в начальной школе заявляют о себе и в старших классах.
Методический совет учителей начальной школы состоит из 13 педагогов 1 и ВКК, их хорошо знают в городе, они активные участники городских и краевых мероприятий. Детищем методического совета стали разработанные на основе нормативных документов рекомендации в помощь учителям и завучам начальной школы. На протяжении последних 2 лет члены метод.совета привлечены к экспертизе деятельности педагогов в период аттестации на 1КК.
Не секрет, что на повышение результативности учебной деятельности оказывает большое влияние рост профессионального мастерства педагогов.
В толковом словаре С.И.Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер». А как объясните его Вы, уважаемые коллеги?
Слайд 10 . Вы абсолютно правы.
Ближе всего к учителю подходят 3 и 4 определения.
На разных этапах становления и совершенствования педагогического мастерства учитель постепенно обогащается и выходит на более высокий творческий уровень.
Обратимся к слайду. Слайд 11.
Следовательно, сущность педагогического мастерства может быть определена через уровень осуществления деятельности педагога, приводящей к высокому результату.
Разные педагоги в разное время по - разному пытались дать определение педагогическому мастерству, так например: А.С.Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях.
В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
 Психологическую и этико-педагогическую эрудицию
 Профессиональные способности
 Педагогическую технику
 Определённые качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
Основа мастерства – необходимое, но не достаточное условие профессионализма: без неё нет хорошего педагога, без неё нельзя расчитывать на успех в обучении, однако наличие такой основы ещё не означает, что учитель автоматически становится педагогом-мастером. Известно, что составляющие педагогического мастерства это- личность педагога, знания педагога и педагогический опыт.
Учитель учиться всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю свою жизнь является исследователем. Особое влияние на формирование профессионализма педагога оказывает научно-методическая деятельность и активность педагога на уровне не только школы, но и города и края.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что созданная в ГИМЦ система повышения профессиональной компетентности и творческой активности педагогов, позволила значительно улучшить качество образовательной деятельности. Это выражается в мониторинге учебных достижений учащихся начальной школы города, в профессиональном росте педагогов начальных классов имеющих первую и высшую квалификационную категории, в том числе и победители ПНПО. Педагоги начальной школы города активно принимают участие в краевых и всероссийских конкурсах, Интернет-марафонах, дистанционных олимпиадах. (Слайд 12,13)
Учитель-мастер, он занимает промежуточное место между героем сказов Павла Бажова «Хозяйка медной горы» - Данилой-мастером, творящим чудеса из камня, и Булгаковским Мастером («Мастер и Маргарита»), постигшим тайну мира и человечества. Данила – мастер в глыбе малахита мог разглядеть видимые только ему прекрасные линии и создавал неповторимой красоты предметы. Так и учитель, мастер своего дела, может и должен разглядеть в ребёнке заложенные в нём изначально прекрасные черты, помочь раскрыться истинной красоте, взрастить душу ребёнка. Это очень сложный и долгий труд, но итог его для учителя дорог, и результат даёт желание жить и работать снова и снова.


Категория: Учителю на заметку | Дата: 21.09.2017 | Просмотров: 2961 | Добавил: Барсик | Теги:
Всего комментариев: 0



 



 
Поиск





http://nachalka.ucoz.ru/kartyni/moder.gif




интересное в сети

загрузка...


сатистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0



Сегодня посетившие:




  • купить квартиру в германии
  • мейсенский фарфор
  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz