Добро пожаловать на сайт "Первый учитель.ru" !!!

Главная  |  Нормативные документы  |  Статьи  |  Копилка опыта  |  Программы для обучения  |  Развивающие игры   |  Форум
Меню


Категории

Конспекты уроков с ЦОР и СОТ
Олимпиады
Учителю на заметку
Тесты по основным предметам
Внеклассные мероприятия
Библиотека
ЦОР, ЭУП
Развиваем компетентности младших школьников


Реклама

загрузка...

загрузка...
Главная » Урок обучения грамоте, 1 класс, программа "Школа 2100"
08:50
Урок обучения грамоте, 1 класс, программа "Школа 2100"
Автор: Н.Ф. Слабий, учитель начальных классов лицея "РИТМ", г.Хабаровск
Тема: Алфавит.
Цель:

1) формирование у учащихся практических навыков  в использовании алфавита в различных областях деятельности, закрепление знаний порядка букв;

2) развитие коммуникативных качеств,  навыков работы в  паре и группе;

3) воспитание любви к родному языку, расширение кругозора.
Оборудование:
  • мультимедийный видеопроектор, экран
  •  толковые словарики
  •  «старославянский алфавит», современный алфавит, репродукция с иконы Кирилла и Мефодия
  • учебник «Букварь» (по программе «Школа 2100»)
  • печатный текст «Диета термита»
  • видеопрезентация к уроку
  • схемы: звук, слово
Оформление:
1.      на доске: запись даты, тема урока;
 2.      таблица «Алфавит»;
 3.      на партах учеников: пеналы, дневники, буквари, алфавиты старославянский и современный, репродукция с иконы Кирилла и Мефодия, печатный текст «Термит» (по два), толковые словарики. 
 
 

Ход урока.

I. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Учитель. Дети, тему нашего урока узнаете, отгадав кроссворд и одновременно, повторите главное, что изучили на уроках обучения грамоте. Что показывает эта схема-«человечек»?

Ответы учеников. Звук.

Слайд 1.  Открывается первое слово: звук.            

Учитель. У каких звуков слогообразующая роль?

Ответы детей. У гласных.

Слайд 2. Открывается второе слово: гласные.

Учитель. Что означает эта схема? ( ______ )

Ответы учеников. Слово

Слайд 3.Окрывается третье слово: слово.

Учитель. Отгадайте загадку. «Силачом слыву недаром -

                                                     Выделяю слог ударом»

 Ответы детей. Ударение.

Слайд 4.  Ударение.

Учитель. Если мысль закончил ты,

                Записал на строчку,

                Не забудь, в конце поставь

                Кругленькую…

 Ученики. Точку.

Слайд 5. Точка.

Учитель. Общее имя членов одной семьи, передается от одного поколения к другому?

Ответы детей. Фамилия.

Слайд 6.  Фамилия.

Учитель. Назовите букву гласную, которая обозначает мягкость согласного звука?

Ответы детей. И.

Слайд 7. И

 

Учитель. Получилось слово…

Ответы учеников. Алфавит.

Слайд 8. Алфавит

Учитель. Дети, вы определили тему урока. Дайте определение слову алфавит?

Ответы детей. Буквы, расположенные в определенном порядке.

Учитель. Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая в это время называлась «вита». Путём сложения этих двух слов получилось слово «алфавит».

II. Закрепление знаний порядка букв.

Учитель. Откройте, пожалуйста, учебник на последней странице. Назовите правильно буквы про себя. А теперь -  вслух, следите за моей указкой (по таблице на доске).

Учитель. А что вы знаете  о буквах? Сколько букв в алфавите? (33) Сколько гласных букв?(10) Какие гласные обозначают мягкость согласных? (е, ё, я, ю, и) Какие буквы не обозначают звуков? (ъ, ь)

 Учитель. Алфавит можно заменить другим словом, которое тоже называет  буквы, расположенные в определённом порядке. Кто его может назвать?

Ответы детей. Азбука.

Слайд 9. Азбука

Учитель. А чтобы узнать, как это слово образовалось, давайте рассмотрим старославянскую азбуку. Прочитайте, как называлась первая буква, вторая?

Ответы детей. Аз, буки.

Учитель. Что получается при сложении этих двух слов? (азбука)

А создали эту азбуку Кирилл и Мефодий более 1000 лет назад,  именно её мы с вами изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.  Найдите в старом алфавите буквы похожие на современные.

(Дети находят буквы в старославянском алфавите, называют их)

III. Физминутка.

Учитель. Изобразите руками букву Ф, О, Р, Т, Г.

(Несколько упражнений)

IV. Работа в паре.

Учитель. День за днем, шаг за шагом вы изучали буквы по букварю, вы хорошо знаете их начертание. Буквы предлагают поиграть в прятки. Они спрятались одна за другую, просят узнать их. Запишите буквы на листочке. Продолжаем учиться работать в парах. О каких правилах вы будете помнить во время работы друг с другом? (Общаться тихо, уважать мнение друг друга).

Слайд 10.

 

Проверка. Слайд 11.

Учитель. Покажите улыбкой, все ли буквы отгадали. На какие группы можно разбить эти буквы?  Ответы детей. Гласные и согласные.

V. Отработка практических навыков работы с алфавитом. 

Учитель. Вы хорошо знаете алфавит, правильно называете буквы. А для чего нужен алфавит в жизни, где он применяется?

Ответы детей. Для составления словарей, справочников, каталогов - в библиотеке, в поликлинике.

Учитель. У меня в руках классный журнал. Как вы думаете, в каком порядке написаны ваши фамилии? Почему?

Ответы детей. В алфавитном, чтобы быстро найти нужную фамилию.

Учитель. Назовите первую фамилию в классном списке, последнюю. А фамилию Лейман где мне искать в начале списка или в конце?

Ответ детей. В середине, потому что буква «л» находится в середине алфавита.

Учитель. На букву «а» у нас две фамилии Арышева и Алтухова. Как вы думаете какая фамилия первой стоит в списке? Почему?

Ответы детей. Алтухова, по второй букве.

VI. Работа в группе.

Учитель. На букву «м» в нашем журнале несколько фамилий. Посовещайтесь в группах и  расставьте фамилии в нужном порядке.

Слайд 12.  Проверка.  Каждая группа выбирает выступающего, который должен дать доказательный ответ.

Майер
Малаштанова
Марченко

Вывод: если и первая, и вторая буквы одинаковые, то смотрим на третью.

VII. Физминутка.

 

VIII.  Работа с толковым словарём, используя знания об алфавите.

Учитель. Я предлагаю прочитать одно стихотворение Б.Заходера, которое тесно связано с темой нашего урока. А как связано, спрошу в конце работы. Прочитайте название стихотворения.  Читает ученик. «Диета термита»

Учитель. Что означают эти слова?

(высказывания детей)

Учитель. Посмотрю в толковом словаре значение этих слов.

(В толстом словаре учитель находит нужные слова)

Диета - определенный режим питания.

Термит - насекомое в жарких странах, вредитель древесины.

Учитель. Что помогло мне найти быстро значения слов в таком толстом словаре?

Ответы детей. Знание алфавита.

Учитель. Предположите, о чём будет стихотворение.

Ответы детей. О насекомом, который живет в жарких странах, о том, как он старается правильно питаться и т. д.

Учитель читает текст «Диета термита»

Учитель. Что вы узнали о термите? (высказывания детей)

Давайте еще раз прочитаем.

Читают хорошо читающие дети.

Учитель. Помните вопрос перед чтением стихотворения? (Какая связь стихотворения с нашей темой). Так как это стихотворение связано с темой урока?

Ответы детей. Слова расположены в алфавитном порядке.

Учитель.  Правильно, в стихотворении Б.Заходера слова расположены по алфавиту. Прочитайте выделенные буквы. Я задам очень трудный вопрос. На какие буквы нет слов в стихотворении? Почему? (н, ь, ъ, й)

Прочитайте ещё раз стихотворение и подчеркните непонятные слова.

(Чтение про себя)

Учитель. Какие непонятные слова подчеркнули? Поучимся находить их толкование в словаре.

( Дети работают со своими словариками, читают значения непонятных слов)

Учитель. Почему вам удалось быстро найти значения слов?

Ответы детей. Знание алфавита.

IX. Итог урока.

Учитель.  Что дает знание алфавита?

Ответы детей. Алфавит помогает нам быстро найти нужное слово в словаре или энциклопедии и т. д.   

 Учитель. Вы хорошо поработали, в награду компьютер приготовил интересную игру.

 При знакомстве с буквой, вы находили предметы похожие на неё. Я думаю, вы легко справитесь с заданием, в котором в предметах угадаете буквы

Слайд  13.Картинка аист.

Учитель. На какую букву похож аист? (на А)

Выскакивает буква А и т д.

Слайды 13-16

 Учитель. Налетел ветер и несколько букв выпало.

Слайд 17.

Учитель. Посовещайтесь в парах и запишите выпавшие буквы. Как будете работать друг с другом? (правила работы в парах повторяем)

Проверка. Слайд (выпавшие буквы вылетают и встают на свое место)

X.Рефлексия.

Учитель. Вы сегодня работали в парах, группах. Кому из вас было легко работать с товарищами?

У кого не получилась дружная работа?

Покажите улыбкой своё настроение.

Молодцы! Откройте дневники и нарисуйте своё «настроение».

Урок окончен. Спасибо за отличную работу.
 
 

Категория: Конспекты уроков с ЦОР и СОТ | Дата: 21.09.2017 | Просмотров: 15373 | Добавил: adm | Теги:
Всего комментариев: 8
8 ZefsObsetelep   (03.01.2012 10:28)
Volunteering
Cooking
Martial arts
Yoga
Diet, exercise

7 наля   (15.03.2011 17:48)
Да, по поводу презентации жаль, очень жаль.

6 марина   (04.10.2010 17:46)
ghtptynfwbz yt ljcnegyf

5 Ольга   (15.02.2010 23:32)
Обидно, что ни презентация, ни приложение не скачиваются - пустая ссылка.

4 Zenophignee   (04.01.2010 22:14)
Я удалил эту мысль smile

3 Фролова Галина Михайловна   (17.10.2009 09:29)
У меня вышла пустая презентация. Обидно. wink

2 Lorik   (09.02.2009 15:11)
Обидно! В кои веки вовремя нашла к уроку то, что надо и на хорошем уровне. А скачать так и не получилось. ПРОВЕРЬТЕ АДРЕС! Сейчас два часа придумывала свой урок, а могла бы доченьке сказку почитать. weep

1 ЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦЦ   (27.01.2009 17:42)
УРОК ХОРОШИЙ.СПАСИБО.А АДРЕС ВЫ УКАЗАЛИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ.ПРЕЗЕНТАЦИЯ НЕ ДОСТУПНА.А ЭТО ПЛОХО.




 



 
Поиск





http://nachalka.ucoz.ru/kartyni/moder.gif




интересное в сети

загрузка...


сатистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Сегодня посетившие:




  • купить квартиру в германии
  • мейсенский фарфор
  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz